Важны не столько усовершенствованные программы и учебники, гласит заключение экспериментаторов, самое главное в деятельности школы – как учит учитель, как он общается с детьми, каков он как личность

Важны не столько усовершенствованные программы и учебники, гласит заключение экспериментаторов, самое главное в деятельности школы – как учит учитель, как он общается с детьми, каков он как личность.


Первоначально лицей находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году подчинён военному ведомству. В 1814—1829 годах при лицее действовал Благородный пансион. Учебное заведение было размещено в здании дворцового флигеляЕкатерининского дворца. У каждого лицеиста была своя комната — «келья», как называл её А. С. Пушкин.

1 ноября 2011 года Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей с изображением Царскосельского лицея в память его 200-летия. Памятные лицейские дни, такие как 19 октября — день открытия Лицея, и дни рождения и смерти Пушкина, обязательно отмечались. В этом отношении особый интерес для современных педагогов представляет Царскосельский лицей, созданный на рубеже двух веков и впитавший в себя лучшие идеи эпохи Просвещения.

Как писал Карамзин – пыльный генеалогический свиток давал право быть невеждой и занимать важнейшие места в государстве. В обществе развернулась дискуссия вокруг Лицея. Его не только поддерживали, но и пытались всячески противодействовать его организации.

В октябре будущие лицеисты начали съезжаться в Царское Село, где их встречали директор Лицея и преподаватели

Первостепенное значение в Лицее придавалась «облагораживанию сердца». Соблюдался принцип последовательного изучения наук. Например, факт увязки истории с географией, особенно в начальном курсе. Рекомендовалось сравнение древних и современных названий. Были испытания трехмесячные, полугодовые, годовые и трехгодичные.

В Лицее была богатая библиотека, где ученики имели возможность работать самостоятельно. Для широко образованных и воспитанных на идеях Руссо директоров Лицея Малиновского В.Ф. и Энгельгарда Е.А. были чужды авторитаризм и формализм. Только путем сердечного участия в радостях и горестях питомца, — излагал свое кредо Энгельгард, — можно завоевать его любовь».

Программа Лицея включала в себя не только традиционные учебные предметы, но и верховую езду, гимнастику, прогулки, танцы. Всемерно поощрялось литературное и художественное творчество лицеистов. Преподаватели руководствовались принципами, записанными в «Положении о Лицее», — «Возбуждать собственное действие ума детей. Дети не должны быть праздными». Любовь к Отчизне, утверждал Ушинский, самое глубокое и неистребимое чувство в человеке.

В Лицее работали педагоги высокого класса. Они не только прекрасно знали свой предмет, но были творчески увлеченными людьми, писали статьи, книги, учебники, печатались в научных и литературных журналах. Лицеистам в этом отношении повезло. Их окружали, учили, с ними общались люди, в основном с четко выраженной прогрессивной общественной позицией, отстаивающей идеи добра и справедливости.

12 августа 1810 года император Александр I подписал указ об учреждении в Царском Селе лицея для «образования юношества, предназначенного к важным частям службы государственной». Автором проекта создания Лицея был М.М. Сперанский, известный своими реформаторскими идеями.

Царскосельский лицей был совершенно новым для России типом образовательного учреждения, сам Александр I держал под пристальным вниманием его организацию. Первоначально Лицей разместили в 4-этажном флигеле Екатерининского дворца, перестроенного для этого архитектором В. Стасовым.

Кроме того, для претендентов на обучение требовались рекомендации влиятельных лиц (например, Пушкина приняли по рекомендации известного литератора А. Тургенева и его дяди В.Л. Пушкина).

В ходе этой работы Михаил Михайлович стал хорошо известен царю, и Александр заинтересовался его деловыми качествами. Первый в стране Пушкинский музей был создан в Александровском лицее его воспитанниками. В Лицее стремились глубоко и всесторонне познать воспитанников. Михаил Михайлович и в самом деле легко приспосабливался к характерам тех, кому подчинялся, однако вряд ли только этот навык отличал его от других чиновников.

Похожие материалы: