Требования, предъявляемые к нормативным актам

Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона.

Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Требования, предъявляемые к нормативным актам

1. Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными. В том случае, если принятые нормативные правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие такого акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий.

Как правило, нормативный акт имеет вводную часть, называемую преамбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия.

В них не должно быть сложных юридических терминов. Нормативные акты при разумном и умелом их составлении — могучее орудие преобразования общества. Если печать субъективизма будет неумеренно яркой, то нормативные акты могут стать орудием причинения вреда народу. Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы:законы иподзаконные акты. Очень часто используется термин «законодательство».

Акты судебной власти

Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы. Во-первых, законы могут приниматься только одним органом — парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу.

Каждый кодекс — это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным.

Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы. Нормативными актами министерств являются инструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации — законы, это наиболее распространенное их наименование. В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Пе- тсрбург, а также Свердловская и Саратовская области.

3. Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Выделяют еще и такие нормативно-правовые акты, как директивы и постановления, которые принимаются международными организациями.

Похожие материалы: