Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления — эмпирический или теоретический. И в этом еще одна отличительная особенность новых стандартов. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Разговор на тему о Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения начинает в наступившем году Фёдор Иванович Ваховский, директор Краснодарского научно-методического центра.

Какие новации заключены в федеральном государственном стандарте нового поколения? Во-вторых, в прежней системе образования, определяющей была предметная направленность, ЗУНы (знания, умения и навыки). В новой парадигме — компетентностный подход, то есть главным является личностный результат.

Новый стандарт ориентирует образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Ответственность за результат в новом стандарте несут все, кто обеспечивает образовательный процесс. В-третьих, методологической основой разработки и реализации ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Стандарт в первую очередь ориентирован на семью. Семья и школа — это партнёры, а не противоборствующие стороны. Это и фиксируется термином «фундаментальное ядро содержания общего образования». Такой подход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. В основе системно-деятельностного подхода лежит идея развития личности через формирование универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.

Кстати, и по объему изложение «фундаментального ядра содержания общего образования» составляет чуть более 50 страниц, а в предыдущем — более 400 страниц. Впервые в сжатой, но вместе с тем в конкретной форме сформулированы личностные характеристики выпускника каждой ступени образования.

Какие изменения предполагаются в ФГОС среднего (полного) образования? Революционное нововведение, заложенное в проекте ФГОС среднего (полного) общего образования, это сокращение количества предметов в старших классах в 2 раза (с 18–21 предмета до 10–12).

Очевидно, что успех реализации нового образовательного стандарта в первую очередь зависит от профессионализма учителя. Сегодня активность в изучении разработки основной образовательной программы проявляют только учителя начальных классов.

В процессе перехода на новые стандарты необходимо вовлечь весь педагогический коллектив, родительскую общественность. Внедрять новые стандарты будут работающие сегодня учителя.

В современных условиях образовательный процесс — это процесс совместной деятельности, а принцип классно-урочной системы «я говорю — ты слушаешь и запоминаешь» устарел. Полагаю пока ограничиться предложенной информацией о ФГОС и рассчитываю на изучение стандарта и проектов в педколлективах — коллективно и индивидуально, организованно и самостоятельно. Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью.

Профессиональное развитие и качество образования

Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объём знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности. Потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникативная компетентность и информационная компетентность.

Информационная компетентность – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно – деятельностный подход. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. Л.Г.Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон.

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи и отвечать за свои результаты. Системно-деятельный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Урок ИЗО в рамках ФГОС должен развивать художественно-творческие способности детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий.

Это знание в действии. Деятельностная форма результатов образования предполагает ряд существенных изменений в образовании. 3. Дозморова Е.В. Новая система оценивания образовательных результатов//Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / сост. Т.В. Расташанская.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока. 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…». Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии.

Похожие материалы: