Проведение инвентаризации имущества и основных средств предприятия

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. В этом случае вместо инвентаризационной описи и сличительной ведомости составляется акт результатов инвентаризации.


Четкие даты проведения инвентаризации в законе не зафиксированы, но наиболее целесообразно назначать начало процедуры на 1 число месяца. Это связано с тем, что по общеустановленному порядку на эту дату выводится сальдо по счетам и формируются данные для составления сличительных ведомостей и выявления результатов инвентаризации.

Инициативная инвентаризация, в отличие от обязательной инвентаризации, находится в полном ведении руководства компании и проводится в необходимом формате. Узнайте подробности об проведении инвентаризации имущества на предприятии — оставьте Вашу заявку на сайте или позвоните нам по телефону 8-800-200-7444 (Бесплатный звонок по России).

Проведение инвентаризации имущества и основных средств предприятия

Для проведения инвентаризации формируется комиссия в составе не менее 3 человек. Инвентаризация может проводиться как собственными силами персонала предприятия, так и силами привлеченных организаций.

В некоторых случаях можно проводить инвентаризацию расчетным путем. Денежные средства и ценные бумаги считаются полистно. По мере прохождения инвентаризации все полученные данные заносятся в инвентаризационную опись, составляемую минимум в 2 экземплярах.

Учитывается пересортица (имущество одного наименования, но разных сортов находится одновременно в излишке и недостаче), а также суммовые разницы, образовавшиеся в результате пересортицы. При проведении инвентаризации недвижимости (зданий, сооружений), земельных участков и водоемов обязательно проверяются правоустанавливающие документы.

В процессе сверки взаиморасчетов со всеми контрагентами на текущую дату составляется акт сверки, который подписывается руководителями и главными бухгалтерами обеих организаций. Чтобы выяснить, соответствуют ли учетные данные фактическим, необходимо провести инвентаризацию. Инвентаризация имущества проводится организацией для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В ходе нее проверяется наличие имущества, определяется его состояние и делается оценка.

Порядок проведения инвентаризации имущества организации и оформления ее результатов подробно описан в Методических указаниях по инвентаризации. Если же вы только планируете проводить инвентаризацию имущества для иных целей, то все указанные далее документы вам нужно будет оформить в аналогичном порядке. Первый документ, который составляется перед проведением инвентаризации, — это приказ или распоряжение руководителя о ее проведения.

Документы, которые должны быть в наличии, если инвентаризация имущества уже проведена

Поэтому если в инвентаризационную комиссию был включен работник, который впоследствии заболел или уехал в командировку, то во избежание ненужных споров приказ лучше переделать. Объем инвентаризуемого имущества, который указывается в приказе, зависит от причины проведения инвентаризации. Но затягивать сроки проведения инвентаризации не стоит в силу того, что это создает определенные неудобства в хозяйственной жизни организации.

Кроме того, инвентаризация, проводимая перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, должна проводиться до окончания периода, за который отчетность будет составляться. До начала фактической проверки наличия имущества комиссия обязана была получить последний отчет о движении материальных ценностей и денежных средств в бухгалтерии организации.

Проведение инвентаризации финансовых обязательств

Все приходные и расходные документы, приложенные к отчетам, должны быть завизированы председателем комиссии с указанием формулировки «до инвентаризации на (указывается дата начала)». Данное визирование является подтверждением остатков имущества на начало инвентаризации. Такая проверка имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц (п. 2.7 и 2.8 Методических указаний по инвентаризации).

Объекты инвентаризации

Описи составляются вручную чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Если в инвентаризационных описях обнаружены ошибки, их исправляют в следующем порядке. Документы для оформления результатов инвентаризации составляются уже после ее проведения. То есть если в вашей организации проводили инвентаризацию перед составлением годовой отчетности в декабре прошлого года, то можно оформить документы по ее результатам уже в январе.

Кроме того, после проведения инвентаризации назначается заседание инвентаризационной комиссии. В нем также даются предписания по устранению выявленных в ходе инвентаризации расхождений фактического наличия имущества и учетных данных.

Виды инвентаризаций

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыс­кании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты коммерчес­кой организации. Недостача и порча материальных ценностей в пределах норм естественной убыли по распоряжению руководителя списывается на счета учета затрат на производство или на расходы на продажу. При этом нормы убыли применяются лишь при выявлении фактических недостач (п. 5.1 Методических указаний по инвентаризации).

Если после зачета все же оказалась недостача, то нормы естественной убыли применяются только по тому наименованию имущества, по которому установлена недостача. 3. Оформление и утверждение результатов инвентаризации. Компания «ИнвестОценка» предлагает услугу по проведению инвентаризации имущества и обязательств предприятий и организаций всех форм собственности.

В описи по инвентаризации имущества заносится информация о его фактическом наличии. По ходу проверки данные заносятся в инвентаризационную опись. Она может быть заранее изготовлена бухгалтерией и уже содержать книжные остатки по имеющимся видам имущества.

Похожие материалы: