Коммуникативная компетенция

Информационные компетенции. Учебно-познавательные компетенции. Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. 1Понятие и определение компетенции. Ключевые компетенции отечественного образования.


Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Этот процесс развивается как под влиянием международных тенденций, так отчасти и независимо от них. В настоящее время не существует общепринятого определение компетенции.

Как отметил Н. Хомский, «мы проводим фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим — слушающим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях). Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Под компетенцией нами понимается круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности. Сущностными признакам компетенции являются следующие характеристики — постоянная изменчивость, связанная с изменениями к успешности взрослого в постоянно меняющемся обществе. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связанна с мотивацией на непрерывное образование.

Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать.

Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.

Поскольку компетенции — это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций. В этом смысле не является исключением и тенденция усиления роли компетенций в образовании. Разумеется, при конкретизации приведенных выше ключевых компетенций необходимо учитывать реальную ситуацию.

Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Коммуникативная компетенция

Анализ различных перечней компетенций показывает их креативную (творческую) направленность. Компетенции различаются по своей значимости. Динамика развития предметной компетенции. Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.

Образовательные компетенции ученика будут играть большую многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся и в школе, и в семье, и в кругу друзей, и в будущих профессиональных отношениях. Умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность.

Общекультурная компетенция

Знакомство с культурой своего народа, края (ХКК ГОС), с культурой других стран и народов, уход за растениями, в том числе экзотическими. Обращение к примерам из жизни дает учителю возможность формировать у учащихся информационную компетенцию. Этот вид компетенции в своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий.

Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного оборудования

Таким образом, реализация данной компетенции, после предварительной подготовки учителя и учеников, вполне возможна и на уроках математики. Можно подобрать примеры арифметических задач по развитию социально-трудовой компетенции. Причем лингвисты чаще говорят о соответствующей компетенции, а психологи — компетентности.

Компетенция личного самосовершенствования

Только в идеализированном случае… Появилась необходимость определиться в самом понятии “компетенция” и “ключевая компетенция”. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности.

Социально-трудовая компетенция

Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение.

Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны. Однако стоять в стороне от общих процессов и тенденций в развитии образования наша страна более не может и не должна. С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы ключевых компетенций: — Ценностно-смысловые компетенции.

Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Применяемые мною формы и методы формирования информационных компетенций дают свои результаты. В этом случае говорят об образовательной компетенции. Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. С точки зрения вклада в формирование ключевых компетенции, представленное программное содержание образования должно быть комплексным. В действительности же оно не может непосредственно отражать компетенцию.

Похожие материалы: