Иван Васильевич меняет профессию

По требованию цензуры некоторые реплики героев фильма «Иван Васильевич меняет профессию» были переозвучены. Декорация лестничной площадки в подъезде Тимофеева в то же самое время, что снимался фильм «Иван Васильевич меняет профессию», использовалась для съемок комедии «Большая перемена». Иван Васильевич Грозный не успевает вернуться — его задерживает милиция.

В присутствии управдома Ивана Васильевича Бунши Шурик испытывает машину на небольшой мощности, и стена между квартирами Шурика и Шпака исчезает. На троне сидит Иван Грозный, рядом дьяк Феофан.

Где снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию». ФОТО

Спасаясь от стражи, Милославский замечает внешнее сходство Бунши и Ивана Грозного и заставляет управдома переодеться в найденную царскую одежду. Иван Грозный остаётся в квартире, учится пользоваться современными бытовыми приборами и оказывается вовлечённым в столкновения с разными героями современного времени. Воспользовавшись суматохой, Иван Грозный выбегает из машины «Скорой помощи» и бежит в квартиру к Шурику, который снова запускает свою машину.

Не было бы счастья…

Комичный образ царя-самозванца был воспринят, как издевательство над Иваном Грозным, и поэтому из фильма был исключён эпизод, где царь жарит котлеты на кухне у Тимофеева. Так, в сцене допроса Ивана Грозного сотрудниками милиции на вопрос «Где живёте?» тот отвечает: «В палатах» (цензурный вариант), по замыслу Леонида Гайдая: «Москва, Кремль».

Запрету подвергся и эпизод, где Зина, заботясь об Иване Грозном в квартире Шурика, произносит: «Мало ли что могут подумать!», но по губам читается: «Вас здесь могут увидеть!».

В пьесе упоминается, что Иван Васильевич Бунша был сыном князя, но сам Бунша опровергает это, ссылаясь на то, что на самом деле его биологический отец — кучер Пантелей. В фильме этот эпизод опущен, как явный анахронизм.

В пьесе Тимофеев предлагает Ивану Грозному вместо анисовой водки выпить 40-градусный напиток «Горный Дубняк», относящийся к классу горьких настоек. В фильме же Шурик угощает царя водкой «Столичная». Кемская волость была разорена шведами в 1590 году, уже после смерти Ивана Грозного. Иван Грозный. — М.: Московский рабочий, 1989. — С. 140. — ISBN 5-239-00266-5. Настоящий же Иван Грозный, перенесенный против своей воли в будущее, требует от Тимофеева вернуть его поскорее в свое время, переживая за то, что страна осталась без присмотра.

https://youtu.be/lllb0A5IQ8g

Никулин — вылитый Грозный

В 1971 году Гайдай вернулся к своим прежним замыслам, но теперь он собирался снять киноверсию комедийной пьесы Булгакова «Иван Васильевич», постановку которой он увидел на сцене Театра киноактера. На роль Ивана Васильевича пробовались Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Лебедев и Евгений Евстигнеев. Обратим внимание на царя Ивана Васильевича, который ожидая Шурика из магазина радиодеталей, выходит на балкон шуриковской квартиры.

Фильм начинается как чёрно-белый. Удивлённый Жорж Милославский входит в квартиру Шурика, интересуясь машиной, которая может убирать стены. Шурик увеличивает мощность, и через стену открываются царские палаты. Увидев пришельцев и приняв их за демонов, Феофан убегает за стражей, а Иван Грозный пугается чёрной кошки Шурика и убегает в его квартиру. В XX веке Шурик объясняет царю, что случилось, и просит подождать его, пока он сбегает в магазин за новыми транзисторами.

В эпилоге фильм снова становится чёрно-белым. Вскоре Зина приходит с работы, Шурик спрашивает её о поездке в Гагры и связи с Якиным. Все внутренние интерьеры: подъезд дома Шурика, лифт, лестничные площадки, квартиры Шпака и Шурика, а также царские палаты — всё это снималось в одной и той же декорации на киностудии. Однако этот вариант (из-за её серьёзной и проникновенной манеры исполнения) не подошёл для комедийного жанра фильма. Кроме того, песня была записана в низкой тональности, и голос Ротару совершенно не гармонировал с высоким голосом Натальи Селезнёвой.

Николай? Нет, Шурик!

После внесения всех изменений хронометраж фильма уменьшился на 10 минут. В результате в сценарий были внесены некоторые изменения, отображающие современные на тот момент реалии. В пьесе квартира у Тимофеева и Шпака была общая (коммунальная).

Также в боксе были включены факсимиле разных киноплакатов к фильму и входного премьерного билета в к/т «Россия»

В фильме, в фешенебельном доме, в котором происходило действие, об этом не упоминалось. Эта последняя характеристика в фильме не прозвучала, так как у Натальи Селезнёвой, исполнявшей роль Зины, — стройная фигура. Бунша в диалог не вмешивается, и в результате волость отдают шведам. В фильме этого эпизода нет — исполняющий обязанности царя не принял татарского князя, так как Милославский объявил обеденный перерыв.

Следует учесть, что фильм является комедией, причём, как написано в начальных титрах, он «ненаучно-фантастический, не совсем реалистический и не строго исторический». Некоторые из них даже нельзя квалифицировать как ошибки, поскольку они могли быть допущены создателями фильма сознательно. Царь клялся, что даже не успел осуществить с ней брачные отношения из-за нездоровья новобрачной — это явно не соответствует цветущему виду царицы в фильме.

Было изменено имя Тимофеева: в пьесе — Николай Иванович, а в фильме — Александр Сергеевич. Снова через секунду в кадре появляется довольное лицо Ивана Васильевича с коронной фразой «Лепота-а-а!» — то есть нам показали Москву его глазами. Снимали мы сцену «Проезд конницы Ивана Грозного».

Похожие материалы: